Игорь Анатольевич Кузнецов. Директор Православного лицея духовной культуры во имя преп. Серафима Саровского

 

·   Какую воспитательную цель ставит перед собой Ваш лицей как православное учебное заведение?

 

Как православное учебное заведение лицей ставит цель воспитания право­славного миропонимания и жизнепонимания, и чтобы это миропонимание наши выпускники понесли через всю свою жизнь, независимо от их профессии и мес­та проживания. А для этого необходимо посещать храм и участвовать в церковных таинствах. 

В Вашем лицее обучение начинается с пятого класса. Дети сами выбирают лицей или их приводят родители?

  Семья в православном понимании — это малая Церковь, поэтому решение всегда принимают родители. На древнем русском языке дом — это «храмина», в отец — глава семьи, как настоятель в храме, и авторитет его, так же как и авторитет матери, должен быть бесспорным. Поэтому, как правило, детей в лицей приводят верующие родители, но бывают нередкие исключения, они заключаются в том, что разумные, но не религиозные родители понимают, что сохранить своего ребенка в этот безобразный момент современной действительности можно лишь в том случае, если дать ему религиозное образование, воцерковить его. Бывают случаи, когда сами дети проявляли решимость и настойчивость и убеждали родителей отдать их в православную школу. В

За двенадцать лет существования лицея были разные времена.  Предпочтение мы отдаем талантливому ребенку, но это не значит, что его таланты находят свое отражение в хорошей учебе. Бывают разные таланты, и случается так, что хороший учащийся, отличник, кото­рый, казалось бы, должен быть для всех примером, уступает человеку, у которо­го проявляется самый главный талант, талант нравственности и любви. В

Формально она складывается удачно, потому что практически сто процентов  наших выпускников поступили и поступают в лучшие московские высшие учебные заведения: МГУ, медицинские институты и так далее. Образование — это маленькое условие их дальнейшей жизни, а вот счастливы ли они, сохранили ли они радость Богообщения, когда стали взрослыми, посещают ли они храм, участвуетли в церковных таинствах, стали ли порядочными, честными гражданами нашей Родины, являются ли хорошими семьянинами, добрыми родителями и хороши­ми любящими детьми? Вот что нас волнует.

О жизни многих выпускников мы знаем. У нас существуют традиционные встречи на Рождество и Пасху

По закону об образовании всякое негосударственное учебное заведение обязано проходить лицензирование, аттестацию, аккредитацию, и непременным условием является выполнение государственного стандарта. Мы этого строго придерживаемся. И очень благодарны государству, что оно дает возможность существования конфессиональных учебных заведений, роль которых в воспитании детей огромна и имеет большие перспективы.

Хотя мы храм образно называем «аудиторией № 1», но школа не должна подменять собой Церковь, и учебно-воспитательная работа должна быть выстроена так, чтобы Церковь, родители и лицей занимали в этом воспитательном процессе свое место исходя из церковного годового круга. Необходима церковная  жизнь, общение с родителями и высокий уровень преподавания общеобразовательных дисциплин.

Несколько лет назад Святейший Патриарх Московский и Всей Руси Алексий II благословил освятить в нашем лицее храм во имя преподобного Серафима Саровского.

Общение с родителями у нас проходит регулярно, но, к сожалению, не достаточно.

Занятия ведут, на мой взгляд, талантливые высокообразованные педагоги.

Историю в лицее преподают, на мой взгляд, неплохо. Важно только, чтобы это историк, в котором бы сочетались такие качества, как церковность и высокий профессионализм. Известно, что от миропонимания самого преподавателя зависит его трактовка исторических событий. Потому что нам в истории  даются факты, а одни и те же факты можно трактовать по-разному, что мы сейчас : и видим в нашем многополярном мире. У каждого есть свои идеалы, но, как писал Василий Осипович Ключевский, «идеалы легко сосуществуют на Небесах, но  тяжело в реальной жизни». У Ключевского есть интересное рассуждение о нашем первом русском летописце Несторе, где он обращает внимание, что летописца не интересуют причинно-следственные связи и т. п., а его интересует нравственный божественный смысл происходящего. На мой взгляд, историю, литературу, культуру вне религии понять невозможно. Ведь этимология слова «культура» происходит от слова «культ». Если внимательно посмотреть, мы увидим, что в основе  любой культуры лежит культ того народа, творцом которой этот народ является.

На мой взгляд, верующие дети более защищены от страшных соблазнов Внешнего мира и, как ни странно, более свободны, потому что православный  Христианин понимает свободу не как вседозволенность, что хочу, то делаю, это не Свобода. А как писал апостол, «они прельщают вас свободой, будучи сами рабами тления и разврата». Эта вседозволенность построена на страстях. Человек является заложником этих страстей, таким гадаринским бесноватым, слепым заложником злых сил. А православный человек понимает свободу даже не как возможность выбора между добром и злом, а как выбор добра. Вот в этом и заключается подлинная свобода.

 

Hosted by uCoz